В истории человечества есть ряд извечных вопросов, интерес к поиску ответов на которые не ослабевает даже с течением тысячелетий. К ним относятся классические “Быть иль не быть?”, “Что делать?” и “Кто виноват?” – но современность постоянно рождает новые. Последним из таких вопросов, будоражащих умы и сердца внушительной части человечества, является вопрос: “Почему так популярен Гарри Поттер???!!!” По количеству задающих, этот вопрос превосходит даже такие, как “Что имели ввиду Вачовски?” и “Будет ли конец света в этом году?”.
В нашем путеводителе мы не только познакомим вас с основными реалиями волшебного мира, ожившего в романах Джоан Роулинг, но и постараемся дать намеки, которые помогут вам ответить на этот животрепещущий вопрос.
Эпиграф: “… и в этом доме живет самый обыкновенный мальчик. Гарри Поттер.”
Дж. К. Роулинг, “Гарри Поттер и философский камень”.
Мир, описанный английской писательницей, совершенно не похож на привычные, во многом стандартизированные fantasy миры. Это отмечают и горячие поклоники книги, и те, кто оценивает ее лишь как “бестселлер на один день”. Роулинг постепенно, из книги в книгу, создает мир довольно глубокий (хоть и не реалистичный), а главное, очень привлекательный, интересный. В детях он пробуждает восторг и фантазию, во взрослых, отлично знакомых с архетипами и образами романов по мифологии и культурам разных наций – чувство ностальгии и симпатии.
В настоящий момент написано пять томов из обещанных автором семи, и можно смело утверждать, что Роулинг удалось создать нечто довольно необычное – авторское, свое. Оставим в стороне возможные споры о литературном уровне и ценности романов о Поттере, чтобы за жаркими дебатами заметить сам интересный и довольно многогранный мир. Итак,
Мир Гарри Поттера
У каждой монетки есть две стороны, у каждого кубика – четные и нечетные грани. Монетка нашего мира твердо лежит вверх “орлом”, скрывая от первого взгляда “решку”. Однако, если перевернуть ее, тайное станет явным – мы увидим совершенно иное пространство, с другим рисунком и содержанием. Так и у Роулинг. Под маской спокойного и размеренного мира людей живет совершенно самостоятельный и отделенный от нашего мир волшебников и волшебниц. Причем, повествование идет как раз оттуда, и наш с вами привычный распорядок часто кажется нелепым, смешным, а по большей части магически-загадочным (“Гарри!” – восклицает один из работников Министерства Магии, – “Ты не подскажешь мне, как маглы используют этот странный прибор – ко-фе-мол-ку?”).
Мир Гарри Поттера – это вполне современная Англия (хоть и отдающая привкусом 60-70х годов), в тени технологического развития и суеты которой прячется совершенно иная реальность. Общество магов и волшебников скрывает себя от обычных людей, как в свое время прятались люди от великанов в древней Скандинавии, faerie от смертных в кельтских и валлийских сказаниях, хоббиты от людей у Толкина, фирмы от налогов.
Знатному любителю фантастики это напомнит сразу несколько уже известных реалий – таких, как “Ночной дозор” С. Лукьяненко или, например, Vampire: the Masquerade, мир популярной ролевой игры или наиболее соответствующих “Людей в черном”. Впрочем, несмотря на структурную схожесть, художественное полотно Роулинг изначально иное – и стилистически, и по содержанию. Разбор стилистики пока оставим, а по сути скажем, что серия о мальчике-волшебнике – это сказка, и близка она к “Бесконечной книге”, “Мио, мой Мио” или “Академии Пана Кляксы”. Сказка довольно наивная, добрая и смешная – хотя в ней чем дальше, тем больше сгущаются тучи. Расскажем о тучах.
Основа сюжета серии
Жил-был где-то в Англии мальчик по имени Гарри, вполне обыкновенный, исключая шрам в виде молнии на лбу и то, что он был сирота и обитал у злющих дяди с тетей, по фамилии которых можно судить обо всем остальном – Дурсли.
Дурсли мальчика прижимали по каждому поводу, а сын их Дадли вообще отравлял его существование. Однако, в один из дней рождения к Гарри прибыл получеловек-полувеликан Хагрид, сообщивший парню, что тот а)волшебник, б)очень и очень знаменитый на весь мир. Потому что когда величайший черный маг Волдеморт убил родителей Гарри, сам он, будучи еще младенцем, сумел встречу с Волдемортом пережить, да не просто пережить, а отразить его убийственное заклинание на черного мага и развоплотить его. Шрам, правда, остался, но теперь служит неким датчиком, сообщающим о перемещениях и состоянии развоплощенного духа Волдеморта – Гарри чувствует гнев и радость своего злейшего врага, силен он или слаб, да и вообще постепенно выясняется, что установившаяся между ними связь весьма существенна.
Несмотря на то, что Волдеморт развоплощен и в мире магов царит порядок, пророчества предсказывают его возвращение и новый период страха и смуты. Поэтому сильнейший из белых магов, профессор Дамблдор, извечный противник Волдеморта и единственный, кого тот боялся, заботится о Гарри, считая, что только силами этого мальчика можно будет в конечном итоге окончательно уничтожить зло. Хагрид, назначенный опекуном для Гарри, увозит юного мага в лучшую в мире школу волшебников и волшебниц – Хогвартс, попутно раскрывая глаза мальчика на то, как близко к обыкновенному существует тайный мир магов, и как причудливо эти два мира переплетены.
Собственно, все тома серии и посвящены обучению Гарри в Хогвартсе, и семи годам этого обучения соответствует семь обещанных автором томов. Волдеморт с каждым томом становится все сильнее, противостоять его попыткам убить Гарри и начать новую экспансию становится все сложнее – но помимо врагов и ненавистников, у Гарри с каждым годом делается все больше друзей, да и сам он становится все взрослее, копит силы и опыт.
Неизвестно, чем может закончиться серия, но Роулинг, придумавшая ее начало и конец давным-давно, заявляет, что последняя глава последнего романа о Гарри была написана ей едва ли не самым первым делом, и лежит в ящике стола, дожидаясь своего часа.
Карта мира
Понятно, что никакой особенной карты у мира Гарри Поттера нет. Возьмите атлас, и сколько угодно ищите на нем Хогвартс, деревню Хогсмид или Косой Переулок, ничего вы не найдете. Тем не менее, все эти заповедные места, от Запретного леса до французской школы магии и волшебства Шармбаттон, скрытые от нашего неосведомленного взгляда, незримо присутствуют, насмешливо подмигивая и усмехаясь.
Правда, в магазинах (особенно европейских и американских) вполне можно найти волшебные тянучки, конфеты с разным вкусом и шоколадных лягушек, а так же учебники “Флориш и Блоттс”. Волшебство рядом!
Общественная и социальная структура мира магов
Общее
О, об этом стоит сказать отдельно. Роулинг, конечно, обсмеяла и спародировала некоторую пафосность общественного строя Великобритании – в угоду читателю-ребенку, но и самой себе, наверное. Описанное в ее романах социальное и общественное устройство совершенно нежизнеспособно, и она сама это постоянно косвенно подчеркивает, тем самым напоминая читателю, что рассказ о Гарри Поттере все же сказка, и не нужно к ней придираться с мерками серьезных социально-экономических и политических отношений.
Мир делится на магов и маглов (людей, не знающих о волшебстве либо не обладающих волшебными способностями). Мы с вами скорее всего и есть эти самые маглы, если вы, конечно, не какой-нибудь Конан, Лич Лазарус или эльфийский князь Финголфин.
Маглы являются предметом беспокойства всех волшебников, и в Министерстве Магии есть целая служба, тщательно скрывающая мир волшебников от обычных людей. Работа их весьма напоминает действия агентом из MIB, присутствует даже стирание памяти у тех, кто стал свидетелем магических происшествий.
Отец Рона Уизли, ближайшего друга Гарри, как раз возглавляет отдел Министерства Магии, посвященный общению с маглами и решению возникающих в этом процессе проблем. Проблем, как вы понимаете, возникает очень много, поэтому Уизли-старший постоянно на внеочередных рейдах, вылетах (на метле, разумеется) и дежурствах.
Подавляющее большинство маглов ничего не знает о мире волшебников, но некоторые в курсе, и либо вполне уживаются с ними (как, например, родители Гермионы, чрезвычайно талантливой девочки из маглов, уже ставшей многообещающим молодым магом) либо ненавидят и боятся (как Дурсли).
Мир магов
Уже было сказано про некоторую ироничность Роулинг в описании мира волшебников. На самом деле, он, конечно, больше яркий и удивительный, чем реалистичный, и не слишком способен к существованию в реальности.
В мире магов сохраняется политическое деление на страны, и маги фрацузские говорят на французском, а маги английские – на английском. Главным управляющим органом в каждой стране, решающим одновременно все основные вопросы и проблемы, является Министерство магии. Глава министерства, министр, по статусу соответствует президенту, главе правительства или премьер-министру, смотря с какой страной сравнивать. Понятно, что один орган, сколь угодно разветвленный, не мог бы справляться со всем спектром возникающих в обособленном мире волшебников проблем, но Роулинг и не ставит перед собой задачи живописать общественно-политические процессы в подробностях – она упоминает или рассказывает об устройстве мира магов лишь в случае необходимости.
Маги, как и люди, делятся на хороших и не очень, и часто среди них есть откровенно плохие люди. Помимо людей там обитает огромное количество сказочных тварюшек, собранных Роулинг отовсюду понемногу (в пункте “Стилистика мира” подробнее рассмотрен этот момент), и это, конечно же, вносит немалое разнообразие в повествование. Например, в четвертой книге рассказывается, как во время Турнира Волшебников Гарри и другим участникам приходится сражаться с настоящими Драконами.
Злые маги и существа, ранее бывшие заодно с Волдемортом, сейчас либо заключены в тюрьму Азкабан, либо прячут свои склонности и отрицают причастность к творимому их руками злу. Некоторым из них удается достигнуть очень высокого положения в обществе и на многое оказывать влияние – как, например, Люциусу Малфою, отцу Драко, главного соперника Гарри и его друзей в школе. Люциус пользуется куда большим уважением, чем тот же Уизли-старший; к его словам и суждениям прислушивается даже сам министр магии Корнелиус Фадж. Впрочем, нам это и по совершенно обыкновенному миру вполне знакомо, не правда ли?..
По сути, мир волшебников напоминает эдакую постоянно суетящуюся тусовку, в которой все друг с другом знакомы, и в которой пародируются основные черты общества людей. Но, конечно, все это подобно отражению в кривом зеркале, где на месте привычного, нормального, становится сказочное и магическое. Так, в банке “Гринготтс” работают гоблины, не любящие людей и не подверженные человеческой алчности, а потому не способные на предательство и подкуп, охраняющие деньги со всей серьезностью своих мифологических собратьев, охранявших сокровища гор, пещер и лесов. В книжных магазинах торгуют бестселлерами вроде “Уик-энд с упырями”, “Сто семь чудес света”, “Как ухаживать за вашим домашним грифоном” и всевозможных других.
Магические конфетки обязательно с разным, зачастую неожиданным вкусом (Дамблдор их не любит, потому что в детстве ему попалась конфетка со вкусом рвоты), шоколадные лягушки прыгают и норовят удрать в болото к настоящим, а все без исключения картинки и фотографии живые, движущиеся, и обладающие разумом оригинала – портреты бывших ректоров Хогвартса помогают Дамблдору во всех его делах, а герои развешанных по стенам картин живут своей собственной жизнью, устраивая пирушки и свидания. Вместо автомобилей продают метлы, вместо газовых плит и сковородок “Тефаль” – волшебные котлы и, наверное, различные скатерти-самобранки – и так далее. Каждой отрасли нашей жизни соответствует своя магическая, ироническая еще и потому, что подается поданная автором совершенно серьезно.
Фактически, это является основным приемом, принесшим книгам Роулинг такой успех. Увидеть своего сверстника в мире, полном захватывающих, поражающих фантазию, необычных чудес, да еще и расположенном рядом с привычным, каждодневным пространством – на это отреагирует душа и сердце практически каждого ребенка, и очень многих людей в возрасте. Роулинг, фантазировавшая для собственного удовольствия, и представить себе не могла такого эффекта – но используемая ей схема не просто очень удачна, а еще и дает множество возможностей для дальнейшего развития сюжета.
Подробно описывать даже самые основные пункты мира магов, упомянутые в серии, было бы очень интересно, но очень долго, проще прочитать книгу и самому убедиться в том, что фантазия у Роулинг на высоте, а способности ко внедрению классических мифологем и культурных образов в свое авторское пространство еще лучше. Остановимся лишь на Хогвартсе, в котором и происходит основное действие всей серии.
Хогвартс
Хогвартская Школа Магии и Волшебства была основана более тысячи лет назад четырьмя величайшими волшебниками того периода: Годриком Гриффиндором, Салазаром Слизерином, Ровеной Равенкло и Хельгой Хаффпафф.
Каждый из них основал свой факультет (носящий фамилию основателя) и стал его деканом. С тех пор началась славная история Хогвартса, из стен которого вышло множество выдающихся и даже истинно великих магов – учились здесь, кстати, и родители Гарри, и даже сам Волдеморт.
Факультеты Хогвартса различны по своей сути – и Распределяющая Шляпа, прощупав сердце и разум каждого новичка, определяет его в тот или иной. В Слизерин идут желающие больше всего самовыражения и власти (конечно, там издавна учились все Малфои). Пуффендуй принимает к себе трудолюбивых и исполнительных. Когтевран – для умных и погруженных в науку. И, наконец, Гриффиндор – для смелых и отважных, преданных друг другу. Здесь учится Гарри и все его друзья.
Хогвартс – это, конечно, настоящий рай для детей. Здесь они обретают второй дом, друзей и учителей, учатся и взрослеют. Роулинг воплотила в образе Ховартса мечту любого подростка о жизни, которую он хотел бы вести. Самонакрывающиеся столы со всевозможными яствами, множество тайн и чудес, запрятанных в бесконечных коридорах замка, возможности для тысячи приключений – и уроки, уроки, уроки… а так же некоторые не совсем любящие детей учителя, некоторые не совсем приятные дисциплины и занятия… Опять же, очень знакомо. Но, ставлю авторский гонорар за 3 номера, 8 из 10 детей не раздумывая променяли бы учебу в обычной школе на занятия на уроках Зельеварения, Трансфигурации, Защиты от Злых Сил, Ухода за магическими существами, Заклинаний и Предсказания.
Хогвартс таит в себе множество тайн, и каждое поколение учеников раскрывает все новые и новые, а конца им так и не видно…
--------------
Врезка 1: Хогвартс в реальности
По словам исследователей творчества Роулинг, школа, послужившая прообразом Хогвартса – старинная шотландская частная школа Gordonstoun, где обучался, например, принц Чарльз. По преданию, замок построен настоящим волшебником, сэром Робертом Гордоном, жившим в 17 веке и, по шотландским преданиям, продавшим душу дьяволу. Говорят, что Гордон провел в подземелье школы 7 лет сидя у камина, и в результате обрел свойства саламандры. Выползшая из огня саламандра поведала Роберту Гордону тайны жизни.
--------------
Каждый учебный год в Хогвартсе проходит соревнование факультетов. За все малейшие проступки и, наоборот, достижения, старосты и учителя начисляют или снимают очки ученикам того или иного факультета. В результате годового состязания, факультет победителей славится, и Большая зала, в которой происходят все основные события Хогвартса (включая ежедневные завтра, обед и ужин украшается цветами победителя.
Центральным же соревнованием из всех школьных является спортивная игра квиддич – еще одна места любого ребенка и подростка. Участники квиддичных соревнования летают на метлах и забивают летающий квоффл в кольца соперника, уворачиваясь при этом от двух агрессивных бладжеров и пытаясь поймать неуловимо-быстрый снитч, заканчивая этим игру.
Гарри Поттер, как и его отец, является превосходным Ловцом, и гоняется за снитчем, очень часто приносят победу своему факультету, Гриффиндору. Посмотрев эти матчи в экранизации Криса Коламбуса, поневоле проникаешься уважением к этому виду спорта – а ведь по нему, как по футболу, проводятся и национальные, и мировые чемпионаты!
--------------
Врезка 2: Квиддич
В средневековой Англии (примерно Х век) целые деревни играли в весьма жестокую игру, похожую на современный футбол, где участники дрались, чтобы завладеть мячом. У кельтов так же была игра Шинти, проводящаяся с помощью клюшки «камо» и маленького твердого мяча. Эта игра была военной, и порой заканчивалась гибелью участников. Кланы шотландцев воевали и вожди, с помощью этой игры, тренировали воинов. Ну и, по словам самой Роулинг, в квиддиче есть многое от поло, конного спорта. “Мне всегда казалось, что полеты на метле сродни езде на лошади – принципы управления транспортным средством с помощью движений корпусом те же самые” – в одном из интервью сказала она.
Стилистика мира Роулинг
Чтобы понять внутреннюю логику мира, описанного Джоан Роулинг, надо проследить источники, из которых она черпала свои образы. Безусловно, ее тексты – это ткань из оживших валлийских преданий, античных и скандинавских мифологий, культурных элементов всех основных цивилизация мира. Имена многих героев созвучны мифологическим персонажам, животный мир полон существами, перешедшими из древних легенд.
Большое влияние на серию оказало артурианство, пронизавшее вообще всю английскую культуру испокон веку. Мерлин стал прообразом Дамблдора, а трое, основавших Камелот – Артур, Гвиневера и Ланселот – проообразом троицы детей Гарри, Гермионе и Рону, с верностью этой аналогии соглашается сама писательница. Магия взята из Египта (древние египтяне полагали, что маг должен иметь волшебную палочку, искали философский камень и т.д.), а вербальные формулировки – из слегка исковерканной латыни. Алхимик Николас Фламмель и некоторые другие косвенные персонажи вообще приветствуют нас из исторических (и полуисторических) хроник и легенд…
Однако, все эти официальные версии почему-то не упоминают феноменального сходства сюжетной канвы и антуража книг о Гарри Поттере с такими книгами, как “Волшебник Земноморья”, уже упомянутыми “Мио, мой Мио” и “Академия Пана Кляксы”, а так же с “Крабатом” Отфрида Пройслера. Между тем, все эти источники вдохновляли писательницу, и по меньшей мере стали прообразами ее книг.
Без сомнения, Роулинг можно назвать собирателем. Сама она придумала довольно мало (и ожившая еда, и живые картины, и все остальное, описанное в ее книгах, где-то уже бывало, мелькало или представлялось в полный рост). Тем не менее, писательница обладает даром синтеза и синхронизации, который смело можно назвать выдающимся. В ее книгах совершенно несовместимые вещи (например, египетская культурная составляющая со скандинавской) соседствуют и очень естественно взаимосвязаны, вписаны в сюжет и представлены несколько (или даже совсем) по-иному.
Интерпретации Роулинг почти всегда интересны и удачны – и, по крайней мере, про ее мир можно сказать, что с каждой книгой он углубляется и растет, а так же становится все более серьезным и захватывающим.
Без сомнения, начало серии очень детское и наивное в смысле реалистичности, и в каждой книге о Гарри можно найти, к чему придраться с точки зрения здравого смысла. Но вспомните, как отличаются “Хоббит”, начатый Толкиным как сказка для собственных детей, и его продолжение “Властелин Колец”. Это отличие закономерно, равно как и сам процесс роста серьезности происходящего из книги в книгу. Чем дальше, тем больше Роулинг понимает, что ее серия, ее сага – так же посвящена борьбе великих, глобальных начал, несмолкающей битве Добра и Зла. Писать об этом можно как угодно, и в шутливом тоне, и в наивно-сказочном, и в возвышенно-пафосном, и в академически-серьезном. Но далеко не факт, что популярным, любимым (а значит, и сильнее воздействующим на читателей) будет предпоследний и последний. Скорее, факт, что наоборот.
Роулинг выбрала сказку, начиная которую, не знала, что пишет бестселлер, и что все глубже погружается в эту зыбкую ткань важнейших понятий о ценности человеческой жизни, о выборе и ответственности каждого – о других высоких и сложных вещах. Тем не менее, она несет свою ношу вдумчиво и старательно, из книги в книгу улучшая результат.
Пожелаем ей успеха. Ведь он нужен, даже выгоден и нам с вами. Почему? Да потому что читать-то нам, в конце-концов. А если покупаешь книгу и в ней видишь, согласно известной пословице, фигу, нам с вами плохо – не так ли?
--------------
ВРЕЗКА 4: об авторе
Джоан Кетлин Роулинг родилась 31 июля 1965 года, и большую часть жизни была незаметным человеком из толпы, не слишком счастливым (скорее совсем не), и очень несвободным. Училась Джоан факультет филологии, по специальности – французский язык и древнегреческая/латинская литература (вот они, наши источники, повлиявшие на творчество). Побывав замужем дважды, из обоих браков она вынесла только дочку Джессику и чувство собственного одиночества, а так же стойкое чувство о том, что живет не так.
Первую свою сказку Джоан написала в шестилетнем возрасте, и до Гарри Поттера к ней являлись другие герои, но недописанные романы о них она сочла неудачными и сожгла. Как-то, будучи почти без денег и сидя в кафе, она машинально стала набрасывать на салфетке историю своего будущего бестселлера. И тут вечной неудачнице повезло, может быть, впервые в жизни. Ей удалось получить грант Шотландского совета по искусству на окончание романа, который теперь назывался "Гарри Поттер и философский камень".
Пристроить рукопись оказалось непросто. Издательства отвергали "сказку сентиментальной домохозяйки", но, наконец, за смешные деньги, 4000 долларов, ее издали небольшим тиражом в "Блумсберри". И совершенно неожиданно книга попала в список бестселлеров.
В данный момент "Гарри Поттер" переведен больше чем на 30 языков, в том числе на тайский и зулусский. Общий тираж изданий перевалил за 35 миллионов. Сборы от фильма “Гарри Поттер и философский камень” составили больше 900 миллионов долларов, сделав фильм одним из самых кассовых в истории кино.
А Роулинг является самым богатым писателем мира, уже обогнав трудягу-Кинга, и продолжает прибавлять к своему состоянию серьезные куски с каждой книгой и фильмом.
И больше всего в этой сказочной истории радует то, что женщина, бывшая неудовлетворенной и одинокой, смогла выразить себя, и наконец-то сумела чувствовать, что в ее жизни “все так”.
--------------
Врезка 3: другие книги о мире Гарри Поттера
На страницах книг о Гарри Поттере оживает множество мифологических, исторических и литературных персонажей. Поэтому неудивительно, что не так давно в качестве приложения к серии появились книги, рассказывающие о тех или иных аспектах
Основной из них, пожалуй, является книга Дэвида Колберта “Волшебные миры Гарри Поттера” (The Magical Worlds Of Harry Potter. A Treasury of Myths, Legends, and Fascinating Fact). В этой книге читателю представлен магический мир событий, оставшихся как бы “за кадром” истории о приключениях Гарри. На страницах книги читателей ожидают встречи со средневековыми алхимиками, много интересных фактов о фантастических существах.
Best regards, Anton Karelin